НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ОТВЕЧАЕТ НИКОЛАЙ...

ИНТЕРВЬЮ





«ФС»: Имеющиеся данные об итогах 2017 года неоднознач‑ ны. Большинство респондентов сходятся в том, что спад на стро‑ ительном рынке продолжился, но некоторые говорят о проявле‑ нии позитивных тенденций, нача‑ ле восстановления рынка, увели‑ чении объемов сбыта продукции. Какова Ваша оценка результатов 2017 года для отрасли в целом? Н.К.: Компания Soudal явля ется мировым лидером по произ водству полиуретановых монтаж ных пен, используемых, в том чис ле, для установки светопрозрачных конструкций, и успех в развитии на шего бизнеса зависит от общей си туации на рынке светопрозрачных конструкций. Безусловно, кризис в России коснулся всей строитель ной отрасли, в том числе и этого на правления. Более того, последние три года наблюдается общий спад покупательской активности и сме щение спроса в сторону экономсег мента, что в целом негативно отраз илось на всех игроках рынка. Отчасти я согласен с мнени ем большинства респондентов: как минимум, в первом полугодии 2017 года тенденция к сокраще нию общего покупательского спро са сохранялась. Но с начала третье го квартала 2017 года мы отмеча ем увеличение спроса по отноше нию к 2016 и 2015 годам, ситуация в целом по отрасли, на мой взгляд, начала меняться, что не может не радовать. По нашим данным, исследования отрасли продуктов для светопрозрачных конструкций предполагают оживление в 2018 го ду и небольшой рост общего объе ма производимой продукции. «ФС»: А какими были резуль‑ таты прошедшего года для ком‑ пании Soudal? Удалось ли сохра‑ нить объемы производства и кли‑ ентскую базу, удержать завое‑ ванные позиции на региональных рынках? Н.К.: В целом, несмотря на кри зис и сложившуюся ситуацию жест кой конкуренции на рынке продук тов строительной химии, для ком пании Soudal 2017 год был очень успешным. Мы смогли реализовать свои планы, увеличили клиентскую базу, освоили новые рынки сбыта и показали динамический рост по отношению к 2015 и 2016 годам. Безусловно, мы дорожим наши ми партнерами и теми отношения ми, которые нам удалось выстро ить за годы совместного сотруд ничества, но не все зависит толь ко от нас. Часть наших клиентов, увы, нам сохранить не удалось. Ни для кого не секрет, что кризис – это проверка финансовой стабиль ности многих компаний, и, к сожа лению, не всем нашим партнерам удалось пережить эти сложные вре мена. «ФС»: Как Вы оцениваете пер‑ спективы наступившего 2018 го‑ да? Начнется ли восстановитель‑ ный рост в отрасли? В каких сек‑ торах (сегментах) рынка мож‑ но рассчитывать на оживление спроса? Н.К.: На мой взгляд, «дно кри зиса» было пройдено в 2017 го ду, и в целом 2018‑й обещает быть более позитивным и динамичным в развитии для всей строительной отрасли. Однако, год будет непро стым и нелегким для большинства участников рынка. Уже сейчас по некоторым на правлениям наблюдается дефицит сырья, что привело к неизбежному росту цен на сырьевые компонен ты, и, как следствие, увеличению цен на готовую продукцию. Рост стоимости сырья будет продолжать ся и дальше, по предварительным оценкам колебания составят от 20 до 60% по отношению к 2017 году в разных товарных группах. Без условно, из‑за подъема цен сохра нится тенденция смещения спроса в сторону экономсегмента, прои зойдет частичное перераспределе ние объемов продаж между суще ствующими игроками рынка. Позитивный момент, который хотелось бы отметить, – это запуск программы реновации жилья в Мо скве, что, несомненно, поможет увеличить спрос и объемы продаж во всех строительных сферах и от раслях. Следующим этапом данного проекта должен стать выход на ре гиональный уровень, что также по ложительно отразится на восста новлении спроса в отрасли. «ФС»: В отличие от «жирных» 2000‑х, когда строительный ры‑ нок стремительно рос, в послед‑ ние четыре года приходилось говорить не о драйверах роста, а о «драйверах спада» (насыще‑ ние рынка, снижение платеже‑ способности населения, сокра‑ щение объемов строительства и т. д.). Что, на Ваш взгляд, может способствовать стабилизации рынка, и его восстановлению, хо‑ тя бы частичному? Н.К.: В первую очередь, нужна стабильность на валютном рынке, так как из‑за постоянных скачков курсов евро и доллара, большин ство россиян заняли позицию ожи дания и наблюдения: не делают по спешных дорогостоящих покупок, ремонт, и, как следствие, мы имеем спад во всех сферах строительного бизнеса. Вторым фактором, способству ющим укреплению роста спроса и активности граждан в строитель ной сфере, является снижение та рифных ставок по всем видам кре дитования, в том числе и ипотеч ному. В условиях кризиса многие граждане лишены возможности по купки жилья, по причине отказов банков в предоставлении креди тов или высоких процентных ста вок по ипотеке. Если процентная ставка по ипотечному кредитова нию будет составлять не более 4%, то это позволит привлечь внимание еще большего количества граждан к покупке жилья, а строительным организациям – получить возмож ность к увеличению спроса на объ екты. «ФС»: Поделитесь планами на 2018 год и на 2019–2020 годы? Будет ли компания Soudal осваи‑ вать новые, в том числе зарубеж‑ ные, рынки? Планируется ли вы‑ вод на рынок новых видов про‑ дукции, и если «да», то каких? Н.К.: В рамках нашего глобаль ного плана по достижению оборотов в один миллиард евро к 2020 году, мы постоянно расширяем как порт фолио наших продуктов, так и уве личиваем представленность в ми ре. К примеру, в июне 2017 года мы приобрели завод MITOL в Слове нии, продуктовый портфель которо го состоит из более чем 500 единиц высокого качества, что укрепило позиции Soudal на рынке промыш ленных клеев. В ноябре прошлого года мы сде лали вклад в укрепление наших по зиций на азиатском рынке, сделав приобретение южнокорейского про изводителя герметиков Dong Yang Silicone Co. Ltd. Этот завод, специа лизирующийся на разработке и про изводстве силиконовых, акриловых герметиков и герметиков на осно ве MSполимеров, стал 17‑ой про изводственной площадкой Soudal в мире. То есть освоение новых терри торий и укреплений позиций Soudal в мировом масштабе происходит на постоянной основе. Мы планиру ем расти, осваивать новые рынки и расширять портфолио продуктов и в будущем. При этом вкладываем большие суммы в развитие, к приме ру, в 2016 году более 30 миллионов евро компания использовала в каче стве инвестиций. Что касается пла нов, то раскрыть их я не могу, но они не менее грандиозные и амбициоз ные, чем проекты прошлых лет.
online