СТЕКЛО НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ САДОВ И...

Просмотров: 647
Средняя оценка: 0.00
Комментариев: 0
По случаю международного праздника 1 июня мы решили поговорить о том, каким образом стекло не только снижает, но и способствует повышению безопасности зданий для детских учреждений.


Особые требования

Очевидно, что к материалам и технологиям, используемым в «детской» архитектуре, подходят с иными мерками. Да, экологическая безопасность — всеобщий тренд, но родителям мало дела до того, сколько углекислого газа выделилось при строительстве детского сада или сколько процентов энергетических нужд школа покрывает самостоятельно. Им важнее, чтобы их чада возвращались домой целыми и невредимыми. То есть речь о безопасности совсем иного толка.

Впрочем, стекло — тот редкий материал, который и в борьбе за энергоэффективность выступает на передовой, и с точки зрения безопасности может быть наделен подходящими характеристиками.

Без осколков и порезов

У многих стекло в соседстве с активно играющими детьми до сих пор вызывает чувство тревоги: что, если мяч попадет в окно, и осколки разлетятся во все стороны? Или, того хуже, в стекло нечаянно врежется сам ребенок?

Подобные опасения, конечно же, совершенно напрасны. В детских учреждениях давно используется — и это как минимум — так называемое термически закаленное стекло (EN 12150-1). В процессе обработки его сначала нагревают примерно до 600 °C, а затем быстро охлаждают воздушными струями.

В результате на поверхности стекла возникает объемно-напряженное состояние, что делает его более стойким к механическим и температурным нагрузкам и обеспечивает нужный характер фрагментации в случае разрушения. Говоря человеческим языком — даже если закаленная поверхность и разбивается, то его осколки гораздо меньше, чем у простого стекла. Причем края их притуплены, что ограничивает риск порезов и травм — поэтому термически закаленное стекло считается безопасным.

Испытание огнем

Об этом совершенно не хочется думать, но предусмотреть нужно все, в том числе пожары и стихийные бедствия. Поэтому при проектировании зданий для детей все более важным фактором становится защита от огня. При этом рассматриваются два различных понятия: реакция на огонь и огнестойкость.

Реакция на огонь характеризуется способностью материала под действием огня поддерживать горение. Различают, например, негорючие материалы (которые сами не выделяют никакой теплоты под действием огня), горючие материалы (способные выделять теплоту при нагреве до определенной степени) и воспламеняющиеся материалы, которые под воздействием высоких температур выделяют достаточное количество горючих газов, чтобы породить пламя. С этой точки зрения стекло (любое) — абсолютно негорючий материал.

Другое дело огнестойкость — время в минутах, в течение которого элемент конструкции отвечает требованиям критериев целостности, локализации пламени (класс огнестойкости E), ограничения теплового излучения (класс огнестойкости EW) или полной теплоизоляции (класс огнестойкости EI). Характерно, что огнестойкость рассматривается по отношению к конструкции в целом, а не к отдельным ее элементам. Что логично, когда мы говорим о том, чтобы остановить огонь и предотвратить дальнейшее распространение пожара: «полевым испытаниям» должны быть подвергнуты конструктивные элементы здания целиком. И закаленное стекло во многих случаях становится частью разного рода противопожарных конструкций — фасадов и перегородок.

Например, стекла из серии Pyropane от AGC, обладающие всеми типичными чертами травмобезопасных закаленных, можно использовать для создания и огнеупорного однокамерного стеклопакета для фасадов (E/EW 30 и E/EW 60), и внутреннего остекления для перегородок и дверей (E 30/EW 20), и дымового барьера — опускающегося при необходимости защитного экрана, который в течение определенного времени ограждает конструктивные элементы здания от огня и перегрева. Важно, что в случае возникновения пожара Pyropane не только сопротивляется резким перепадам температуры, но и остается прозрачным — в экстремальных условиях это может иметь ключевое значение.

Ну, а в «мирной жизни» такое стекло в составе стеклопакетов или перегородок сочетает солнцезащитные и теплозащитные свойства с устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолета. То есть дети чувствуют себя комфортно внутри помещения при любых температурах снаружи. Например, выбор в пользу Pyropane сделали проектировщикимосковской общеобразовательной школы № 37. С одной стороны — фасады с огнестойким остеклением, а с другой — противопожарные перегородки окружают лестничные пролеты и все зоны с возможным большим скоплением людей (рекреации, столовые). Таким образом, если произойдет возгорание, дети и учителя смогут быстро переместиться в относительно «безопасные» общественные зоны и использовать для экстренной эвакуации межэтажные лестницы.

Многослойная защита

Если Pyropane — это монолитное стекло, то Pyrobel и Pyrobelite от AGC — это многослойные стекла со вспенивающимся промежуточным слоем. В случае пожара внутренний слой или слои расширяются, когда температура стекла достигает 120°C, и образуют твердый экран, служащий барьером для распространения пламени, горячих газов и теплового излучения. И именно многослойное стекло способно полностью блокировать тепловое излучение. В то время как перегородка с остеклением из Pyrobelite препятствует проникновению пламени, газа и дыма, а тепло лишь ограничивает и дает все те же классы огнезащиты EW 30 и EW 60, то Pyrobel в составе ограждающих конструкций достигает показателей EI 30 — EI 120. То есть от получаса до вух часов остекление сохраняет целостность и препятствует повышению температуры более 140-180 градусов Цельсия на необогреваемой поверхности конструкции.

Pyrobel от AGC применимо в рамных конструкциях из алюминия, стали или дерева, а также структурных перегородках без вертикальных стоек. Оно снабжается УФ-фильтром, прекрасно защищает от шума и может собираться в триплекс с пулестойким и антивандальным стеклом.

Иначе говоря, стеклопакет в составе с Pyrobel способен защитить и от других форсмажоров — например, как уже упоминавшаяся возможность «вылета» ребенка в окно или даже артобстрел. Как говорится, на все случаи жизни — стоит ли удивляться, что во многих проектах детских садов и школ используется именно Pyrobel.

Игры, в которые играют... взрослые

Детский сад № 2677 на улице Первомайская в Москве, спроектированный АБ «Атриум», — прекрасный пример того, как можно построить общественное здание, объединяющее концепции энергоэффективности, повышения качества жизни людей и охраны окружающей среды. В остеклении детского сада используется как раз таки экологически чистое многослойное стекло AGC серии Pyrobel, обладающее, помимо огнестойкости, отличными противоударными и звукоизолирующими свойствами. Последнее качество незаменимо, так как после оживленного дня детям необходимо восстановить свои силы спокойным сном, избавленным от громких посторонних звуков.

Pyrobel, как любое закаленное стекло, безопасно и не даст малышу пораниться осколками, если вдруг произойдет повреждение поверхности. А в случае возникновения чрезвычайной ситуации эвакуационные выходы оказыжутся защищены от дыма и перегрева.

Кроме того, стеклопакеты в своем большинстве имеют высокую степень оптической прозрачности, устойчивость к царапинам, стабильность цвета и отсутствие лишних перегородок, что максимально снижает потерю интенсивности светового потока при его прохождении через стекло. Помещение получится светлым, и в нем детям приятно будет не только играть, но и заниматься подготовкой к школе.

Детский сад от Веры Бутко и Антона Надточего интересен и с точки зрения архитектурных решений — недаром он занял первое место в конкурсе 2013 года «на лучший дизайн-проект ДОУ вариативных форм», организованного НИИ развития профессионального образования при поддержке департамента образования Москвы. Многоугольные, круглые и квадратные окна, расположенные в выступающих вертикальных блоках, из которых «составлено» здание, визуально разграничивают его на различные зоны для отдыха, игр и занятий. А окончательно закрепляет за ними ту или иную функцию цветовой «код»: красный и бирюза — лестничные марши, за белыми стенами — спальни, за белыми с красными квадратами — игровые. Но самые активные — салатовые и оранжевые: это актовый и спортивный залы и бассейн. А главное — игра в «цветные кубики», заданная фасадами, продолжается внутри: яркие стены перемежаются лишь стеклянными перегородками.

Еще о проекте

Враг окружен

Обилие стеклянных перегородок — это, между тем, не просто модный тренд. Как мы упоминали, они делаются жаропрочными, и в зданиях с детьми такими перегородками стараются окружить все потенциальные места возгорания и, разумеется, возможные пути отступления. Ведь плюс огнеупорных стеклянных перегородок еще и в том, что, в отличие от других негорючих материалов, они дают массу возможностей для архитектурного и дизайнерского маневра.

Взять, к примеру, детский сад № 1, расположенный в микрорайоне «Покровский» города Красноярска. Мы уже знаем, что в Сибири вполне можно построить даже почти полностью стеклянный дом. Однако в данном случае интереснее посмотреть на использование стекла внутри. Наряду с пожаростойкими перегородками возле лестниц (стекло Pyrobel от AGC, класс EIW 15), установкой которых ограничилась школа № 10 г. Екатерибурга, здесь организован большой частично застекленный атриум. Стеклянная стена сформирована галереями-переходами из одной части здания в другую, а «глухие» стены сделаны в виде сказочных домиков и замковых башен.
Еще более сложносочиненный атриум сделан в гимназии № 3 г. Южно-Сахалинск (стекло — Pyrobel от AGC). В высокое светлое пространство с прозрачной крышей вынесены застекленные функциональные блоки нескольких этажей, и их извилистая внутренняя граница образует прихотливой формы замкнутую фигуру без единого угла. Общая площадь остекления в этом проекте составила 460 кв. м, а огнестойкость светопрозрачных конструкций из стальных профильных систем колеблется от EIW15 до EIW60.

И теперь, после прохождения «огня, воды и медных трубы» разнообразных тестов, нормативов и стандартов, всем этим школьным и дошкольным учреждениям предстоит еще одно испытание — последнее и самое сложное. Датский архитектор Дорте Мандруп в своем интервью, опубликованном в новом номере журнала speech:, целиком и полностью посвященном детям, подчеркивает: «Самое важное в образовательном проекте — это создать место, которое ребенок захочет назвать домом». И если мы — родители — будем уверены, что эти «дома» надежны и безопасны, то с удовольствием разрешим нашим детям в них жить, расти и развиваться.